Close
Есть вопрос? Спроси!
Введите свой вопрос!
проект "копилка историка"

Работа с классным журналом

Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале в помощь классному руководителю
Материалы сайта в приложении "Копилка историка"
План раздела
Нормативно-правовая база
Организационно-воспитательная работа в журнале
Материалы для классного руководителя

Нормативно-правовая база
Работа с классным журналом регламентируется следующими документами:
Основные нормативные акты:
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2023 г. № 28 «Аб тыпавых формах класнага журнала» (в редакции постановления от 21 ноября 2024 г. № 166)
  • Постановление от 25 ноября 2004 г. № 70 "Инструкция о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы" (в редакции постановления от 13 мая 2023 г. № 156)
  • Инструктивно-методическое письмо "Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования"
Типовые формы классных журналов
С 1 сентября 2025 года вступают в силу обновленные типовые формы классных журналов:
Изменения в формах журналов
Основные корректировки:
  • Формулировка "законные представители ученика" изменена на "родители ученика"
  • Введена новая графа "род деятельности и место работы родителей ученика"
  • Внесены корректировки в формы для І-IV (V) классов и для V (VI)-ХІ (ХІІ) классов
Используемые типовые формы
В учреждениях образования используются:
  • Классные журналы для I–IV (V) классов - типовая форма с порядком ведения по постановлению № 28
  • Дневники учащегося III–IV классов на русском и белорусском языках по постановлению № 267

Организационно-воспитательная работа в журнале

Основные принципы документирования

Фактическое выполнение классным руководителем организационно-воспитательной работы отражается в классном журнале. При документировании организационно-воспитательной работы классный руководитель указывает количество часов организационно-воспитательной работы, соответствующее тарификации.
Тарификация часов: Для выполнения организационно-воспитательной работы устанавливается в среднем 5 тарифицируемых часов в неделю на один класс. Количество часов определяется руководителем учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.

Структура записи в журнале

Запись организационно-воспитательной работы состоит из:
  1. Дата проведения
  2. Содержание работы
  3. Количество часов

Виды деятельности для записи в журнале

Индивидуальная и групповая воспитательная работа

Индивидуальные беседы:
  • С учащимися - записывается как 0,5 часа
  • С законными представителями - записывается как 1 час
Пример записи:

Дата

Содержание работы

Часы

15.02

Индивидуальная беседа с учащимся Ивановым И.

0,5

13.05

Индивидуальная беседа с законными представителями Иванова И.

1


Информационные и классные часы

Классные часы проводятся еженедельно по запланированной тематике и записываются как 1 час:
Справка: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности учащихся.
Пример записи:

Дата

Содержание работы

Часы

15.02

Классный час «О вреде курения»

1


Информационные часы:
  • При продолжительности 15-30 минут записывается 0,5 часа
  • При продолжительности до 45 минут записывается 1 час

Другие виды организационно-воспитательной работы

В классном журнале отражается фактическое проведение:
Основные виды деятельности:
  • Участие класса в мероприятиях во внеучебное время по различным направлениям воспитания
  • Работа по взаимодействию с семьями учащихся
  • Участие в мероприятиях шестого школьного дня
  • Организация экскурсий и походов
  • Профилактическая работа
  • Культурно-массовая работа

Примерный перечень видов деятельности

Согласно методическим рекомендациям подлежат учету:
  1. Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями
  2. Идеологическая работа - проведение информационных часов, мероприятий гражданско-патриотического направления
  3. Культурно-массовая работа - организация и участие в конкурсах, фестивалях, праздниках
  4. Мероприятия воспитательно-оздоровительного направления - спортивные мероприятия, дни здоровья
  5. Пропаганда здорового образа жизни - беседы, акции по формированию ЗОЖ
  6. Общественно полезная деятельность - трудовые акции, субботники
  7. Трудовое воспитание и профориентация - экскурсии на предприятия, встречи со специалистами
  8. Профилактика противоправного поведения - профилактические беседы, работа с учащимися группы риска

Требования к ведению журнала

Общие требования к записям

Основные правила:
  • Журналы оформляются черными чернилами
  • Записи ведутся четко и аккуратно, без подчисток
  • Фамилии и имена учащихся записываются в алфавитном порядке (полные)
  • Фамилия, имя, отчество учителя записывается полностью, без сокращений
Запрещается
Недопустимые действия:
  • Использование штриха для замазывания неверных записей
  • Заполнение журнала "вперед" (не в день проведения мероприятий)
  • Ведение записей чернилами разных цветов
  • Неправомерное использование корректирующих средств
  • Допуск учащихся к работе с классным журналом

Исправление записей

Порядок исправления ошибок:
  • Исправление неправильно выставленных оценок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей оценки и выставления рядом новой
  • В конце страницы журнала делается соответствующая запись: "Отметка Иванову Петру за 09.12.2008 года исправлена с 7 на 8"
  • Далее ставится подпись учителя
  • Не допускается исправление записей карандашом

Планирование воспитательной работы

Основа планирования

Организационно-воспитательная работа классного руководителя осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы на четверть или полугодие.
План включает работу:
  • В каникулярное время
  • В шестой школьный день
  • Во внеурочное время
Документы планирования
Классный руководитель ведет:
  • План идеологической и воспитательной работы класса на четверть (полугодие)
  • Анализ воспитательной работы за отчетный период
  • Социально-педагогическую характеристику класса

Контроль ведения классного журнала

Административный контроль

Контроль осуществляется администрацией учреждения образования не реже одного раза в месяц в соответствии с планом внутришкольного контроля.
Направления контроля по месяцам
Рекомендуемый график проверок:

Месяц

Объект контроля

Сентябрь

Культура оформления журнала, заполнение "Листа здоровья", сведения об обучающихся и родителях, организация вводного повторения

Октябрь

Система опроса, работа со слабоуспевающими, соблюдение норм домашних заданий

Ноябрь

Итоги I четверти, выполнение программ, объективность оценивания

Декабрь

Система работы со слабоуспевающими, подготовка к итоговому контролю

Январь

Итоги II четверти/I полугодия, выполнение программ, работа в каникулы

Февраль

Работа по повышению качества знаний, индивидуальный подход

Март

Итоги III четверти, система опроса, работа с одаренными

Апрель

Организация итогового повторения, подготовка к экзаменам

Май

Выполнение программ, объективность выставления итоговых оценок

Июнь

Итоговые оценки, оформление документов о переводе/окончании


Оформление результатов контроля

Страница "Замечания по ведению классного журнала" заполняется проверяющим:
  • Указывается дата проверки
  • Формулируются конкретные замечания с указанием сроков устранения
  • Отмечается выполнение рекомендаций
Пример записи:

Число и месяц

Замечания и предложения

Отметка о выполнении

04.09

Не заполнена схема рассадки учащихся; отсутствуют сведения о месте работы родителей

Ознакомлен. Дата. Подпись. Выполнено до 10.09


Типичные ошибки при ведении журнала

Наиболее распространенные нарушения

Основные ошибки классных руководителей:
  • Ведение записей чернилами разных цветов
  • Исправление отметок без соответствующей подписи и печати
  • Отсутствие записей о подведении итогов за четверть, год
  • Заполнение журнала "вперед"
  • Несвоевременное заполнение разделов "Сведения о занятости" и "Листок здоровья"
  • Недостаточная накопляемость записей организационно-воспитательной работы
Рекомендации по избежанию ошибок
Для качественного ведения журнала:
  • Регулярно заполняйте страницы организационно-воспитательной работы
  • Соответствие записей фактически проведенным мероприятиям
  • Указывайте точное количество часов согласно тарификации
  • Ведите записи аккуратно черными чернилами
  • Своевременно исправляйте ошибки с соответствующим оформлением

Хранение классного журнала

Сроки и условия хранения

После окончания учебного года:
  • Классный журнал хранится в школе в течение 5 лет
  • Затем частично архивируется (сводные ведомости изымаются, сшиваются и хранятся в соответствии с требованиями архивного законодательства)
  • Директор и заместитель директора обеспечивают сохранность журналов

Ответственность за ведение журнала

Должностные обязанности

Классный руководитель отвечает за:
  • Правильность и своевременность записей организационно-воспитательной работы
  • Соответствие количества часов тарификации
  • Качество и содержательность записей
  • Сохранность журнала в течение учебного года
Администрация школы:
  • Обеспечивает необходимое количество журналов
  • Осуществляет систематический контроль
  • Отвечает за правильность оформления и сохранность
  • Организует методическую помощь педагогам
Правильное ведение классного журнала, особенно в части учета организационно-воспитательной работы, является важной составляющей профессиональной деятельности классного руководителя. Соблюдение всех требований и рекомендаций обеспечивает качественное документирование воспитательного процесса и создает основу для анализа эффективности воспитательной работы в классе.

Ваш вопрос!

Есть вопрос? Нужна помощь? Спроси! Мы постараемся помочь!

Проект "Копилка историка"

Made on
Tilda