Close
Есть вопрос? Спроси!
Введите свой вопрос!
пРОЕКТ "КОПИЛКА ИСТОРИКА"

Социально-педагогическая поддержка

Работа с социальными службами. Профилактическая работа. Психологическая помощь. Работа с детьми с особыми потребностями
Материалы сайта в приложении "Копилка историка"
План раздела
Работа с социальными службами
Профилактическая работа
Материалы для классного руководителя


Работа с социальными службами
Правовые основы взаимодействия включают Кодекс Республики Беларусь об образовании, Декрет Президента от 24 ноября 2006 г. № 18 (с изменениями от 30 декабря 2024 г.) и Постановление Министерства образования от 25 июня 2025 г. № 113.
Основные направления межведомственного взаимодействия
Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) учреждения образования работает в тесном контакте с различными социальными службами по принципу интеграции социально-педагогической и психологической работы:
  • Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН) - для оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
  • Комиссии по делам несовершеннолетних - для работы с учащимися, состоящими на учете
  • Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) - для проведения профилактической работы с правонарушителями
  • Органы опеки и попечительства - для защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Координационные механизмы
Для обеспечения эффективного взаимодействия создаются координационные советы и межведомственные группы. Основными задачами такого взаимодействия являются:
  • Профилактика социального неблагополучия семей
  • Выявление детей, находящихся в социально опасном положении
  • Мотивирование граждан на получение необходимой помощи
  • Оказание комплексной помощи семьям и детям
  • Проведение информационной кампании по предупреждению семейного неблагополучия
Профилактическая работа
Система профилактики в учреждениях образования
Профилактическая работа направлена на создание условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство. В учреждениях образования реализуется комплексная система профилактических мероприятий:
Основные направления профилактической работы:
  • Профилактика зависимого поведения - работа с вредными привычками, компьютерной зависимостью
  • Предупреждение психоэмоционального неблагополучия и суицидального поведения
  • Профилактика отклоняющегося поведения и правонарушений
  • Предупреждение семейного неблагополучия
  • Профилактика эмоционального выгорания для педагогов

Формы профилактической работы


Индивидуальная профилактическая работа (ИПР) проводится с учащимися, находящимися в социально опасном положении, на основе специально разработанных программ. Программа ИПР включает конкретные мероприятия, сроки их проведения и определяет ответственных исполнителей.
Групповые мероприятия включают тематические месячники профилактики правонарушений, в которых участвуют сотрудники ГИБДД, полиции, пожарной охраны, представители общественных организаций.
Массовые мероприятия охватывают всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, медиков, сотрудников МВД.
Психологическая помощь
Виды психологической помощи
Согласно Закону Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи" от 1 июля 2010 г. № 153-З, к видам психологической помощи относятся:
  • Психологическое консультирование - для учащихся, педагогов и родителей по различным вопросам развития и воспитания
  • Психологическая коррекция - индивидуальная и групповая работа по исправлению особенностей личности и поведения
  • Психологическая профилактика - предупреждение возможных нарушений в развитии и поведении учащихся
  • Психологическое просвещение - повышение психологической культуры участников образовательного процесса

Организация психологической помощи

Психологическую помощь в учреждениях образования оказывает педагог-психолог. Основные задачи деятельности педагога-психолога включают:
  • Защиту прав и законных интересов обучающихся
  • Содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах
  • Организацию личностно-ориентированной психологической помощи учащимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации
  • Участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни
Диагностическая работа включает:
  • Изучение процесса адаптации учащихся 1, 5, 10 классов
  • Индивидуально-психологическую диагностику одаренных и высокомотивированных учащихся
  • Изучение профессиональной направленности выпускников
  • Индивидуально-психологическую диагностику по запрос

Работа с детьми с особыми потребностями
Инклюзивное образование в Беларуси
В Республике Беларусь создана модель интегрированного обучения, которая является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования. Инклюзивное образование рассматривается как логическое продолжение системы интегрированного образования и предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса.
Подготовка педагогов к работе с детьми с ОПФР
Каждый педагог должен быть готов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Основные принципы работы с детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР) включают:
  • В совершенстве знать специальную психологию
  • Создавать в классе благоприятный психологический климат
  • Воздействовать на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики
  • Применять максимум поощрения, минимум наказания
  • Учитывать реальные возможности ребенка при предъявлении требований
  • Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку
  • Учитывать "зону ближайшего развития"

Организация работы с детьми с особыми потребностями

Классы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей с особенностями психофизического развития. Основными задачами их деятельности являются:
  • Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи
  • Создание специальных условий для получения образования
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Социальная адаптация и интеграция в общество
Специальные образовательные условия
Для детей с особыми потребностями создаются специальные образовательные условия:
  • Материально-техническое обеспечение - специально оборудованные кабинеты и средства обучения
  • Кадровое обеспечение - учителя-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели
  • Методическое обеспечение - адаптированные программы и методики обучения
  • Медицинское сопровождение - работа в тесном контакте с врачом и медсестрой

Взаимодействие с семьями детей с особыми потребностями

Работа с семьями детей с особыми потребностями предполагает:
  • Информирование родителей о возможных путях и способах решения проблем ребенка
  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
  • Оказание консультативной и методической помощи
  • Организацию необходимой коррекционной и реабилитационной помощи детям
  • Определение потенциальных возможностей ребенка
Профилактическая работа, психологическая помощь
Ознакомиться!

Ваш вопрос!

Есть вопрос? Нужна помощь? Спроси! Мы постараемся помочь!

Проект "Копилка историка"

Made on
Tilda