Close
Есть вопрос? Спроси!
Введите свой вопрос!
проект "копилка историка"

Портрет современного классного руководителя

Как быть хорошим классным руководителем?
Материалы сайта в приложении "Копилка историка"
План раздела
Ключевые качества успешного классного руководителя
Основные правила эффективной работы
Профессиональное развитие
Практические советы для начинающих

Ключевые качества успешного классного руководителя
Классное руководство — это особая миссия, которая требует не только профессиональных знаний, но и определенных личностных качеств, навыков общения и готовности к постоянному саморазвитию
  • Эмпатия и понимание
    Классный руководитель должен уметь поставить себя на место учеников, понимать их потребности, проблемы и переживания. Важно быть внимательным к детям, их интересам и проблемам, поскольку ученики часто видят в классном руководителе старшего товарища, с которым можно посоветоваться.
  • Коммуникативные навыки
    Умение налаживать контакты с учениками, родителями и коллегами, культурная и развитая речь, богатый лексический запас - основа работы как педагога, так и классного руководителя в современной школе
  • Стрессоустойчивость 
    Работа с детьми связана с эмоциональными нагрузками, поэтому классному руководителю важно быть стрессоустойчивым и уметь управлять не только эмоциями учеников, но и своими собственными.
  • Организаторские способности 
    Классный руководитель должен уметь планировать свою работу и работу учеников, организовывать мероприятия и анализировать свою деятельность.
  • Любовь к детям
    Это основа всех отношений. Детей нужно любить, и они обязательно ответят взаимностью. Человек, который любит детей, не может быть злым, и недопустимы крики или унижения.
  • Педагогический такт
    Умение соблюдать чувство меры в поведении и действиях, включающее высокую гуманность, уважение достоинства ученика, выдержку и самообладание.

Основные правила эффективной работы
  • Делайте то, что говорите
    младшие школьники сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет обещанное, и перестают доверять
    01
  • Ставьте четкие цели
    учащиеся требуют постановки понятных целей и их практической реализации. Необходимы формулировки типа: "Если мы это сделаем, то..." или "Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...".
    02
  • Поддерживайте обратную связь 
    каждое достижение или неудача ученика должны быть известны педагогу. Анализ и оценка совместно с ребенком — основа обратной связи.
    03
  • Избегайте резких суждений 
    не следует использовать устрашение или манипуляции учениками. Когда дети делают что-то неправильно, им необходимо говорить об этом прямо, но при этом остерегаться чрезмерной похвалы.
    04
  • Формируйте семейную атмосферу 
     для того чтобы каждому ребенку было хорошо, необходимо создать атмосферу семьи в классе, независимо от возраста учеников.
    05
  • Запустите механизм успеха 
    с первых дней существования детского коллектива нужно научить учащихся понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями.
    06
  • Используйте юмор 
    не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать границ и не выходить за рамки компетенций. Юмор помогает детям проще относиться к своим проявлениям.
    07

Работа с разными категориями детей

Индивидуальный подход

  • Изучайте особенности каждого ребенка — классный руководитель должен знать об особенностях каждого ученика. Если ребенок медлительный, нужно объяснить другим педагогам, что ему требуется больше времени.
  • Находите скрытые таланты — в каждом классе есть дети, которых никто не замечает. У каждого из них есть скрытые таланты, которые нужно найти и помочь реализовать в рамках школьной жизни.
  • Работайте с проблемным поведением — при возникновении травли или конфликтов важно объяснить детям, что первое действие — обратиться к взрослому. Классный руководитель должен чувствовать микроклимат в коллективе и улавливать сигналы тревоги.

Формирование правил

  • Вовлекайте детей в создание правил — вместо простого зачитывания устава можно объяснить правила в игровой форме или предложить детям самим их сформулировать.
  • Поддерживайте дисциплину без авторитарности — создайте для класса четкие правила и следите, чтобы все их соблюдали, включая вас самих.

Взаимодействие с родителями

Принципы сотрудничества

  • Создавайте партнерские отношения — сотрудничество классного руководителя и семьи основано на согласованных действиях, обеспечивающих создание условий для достижения задач воспитания и развития.
  • Соблюдайте правила поведения на собраниях:
  • Снимайте собственное напряжение перед встречей с родителями
  • Демонстрируйте уважение и внимание к родителям
  • Разговаривайте спокойно и доброжелательно
  • Убеждайте родителей в общности задач школы и семьи
  • Информируйте своевременно — родители должны знать обо всех медицинских осмотрах, прививках, воспитательных мероприятиях, о поведении и успеваемости детей.

Профессиональное развитие
Ключевые компетенции
  • Нормативно-правовая компетентность — знание законодательства об образовании, умение применять правовую базу защиты детства.
  • Аналитическая компетентность — овладение методами научного исследования, разработка методик изучения учащихся, проектирование мониторинга личностного развития детей.
  • Социокультурная компетентность — организация разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся.

Пути повышения профессионализма


  • Самообразование — чтение методической и педагогической литературы, индивидуальный практический поиск.
  • Методическая работа — участие в деятельности методических объединений классных руководителей в образовательном учреждении.
  • Курсы повышения квалификации — систематическое обучение на специализированных курсах.
  • Обмен опытом — изучение и применение опыта коллег.

Практические советы для начинающих
  • Планируйте деятельность 
    у вас всегда должен быть план воспитательной работы. Подумайте, как привлечь учащихся к подготовке мероприятий, найти для каждого конкретное дело.
  • Не перегружайте себя 
    некоторые молодые учителя берут слишком большую нагрузку, что приводит к раздражительности и потере интереса к работе.
  • Соблюдайте границы 
    не старайтесь стать "другом" ученикам, важнее быть авторитетом. Достаточно быть доброжелательным, уважать каждого ребенка и защищать своих учеников.
  • Не забывайте о себе 
    играйте с детьми — это поможет понять их настроение и снимет ваше напряжение. Любой эмоциональный контакт возникает через совместную деятельность.

Современные требования к классному руководителю

Использование инноваций

  • Креативный подход — классный руководитель может использовать иммерсивные методы на классных часах, проводить онлайн-квизы, помогать с профориентацией. Творческие идеи помогут сделать процесс интересным и эффективным.
  • Цифровые технологии — владение современными технологиями для организации воспитательной работы становится необходимым навыком.

Роль в современной школе

  • Многофункциональность — современный классный руководитель — это организатор, психолог, защитник, духовный посредник между обществом и ребенком, создатель благоприятного климата в коллективе.
  • Системный подход — деятельность классного руководителя должна строиться как целенаправленный, системный, планируемый процесс на основе устава образовательного учреждения и анализа предыдущей деятельности.

Ваш вопрос!

Есть вопрос? Нужна помощь? Спроси! Мы постараемся помочь!

Проект "Копилка историка"

Made on
Tilda