Close
Есть вопрос? Спроси!
Введите свой вопрос!
Проект "копилка историка"

Методическое объединение классных руководителей

Положение о методическом объединении, план работ, документация. Обмен опытом
Материалы сайта в приложении "Копилка историка"
План раздела
Общие положения и нормативная база
Работа методического объединения
Оформление протоколов заседаний
Материалы по работе МО
Общие положения и нормативная база
Методическое объединение классных руководителей является структурным подразделением внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующим научно-методическую и организационную работу классных руководителей. Данное объединение создается с целью методического обеспечения воспитательного процесса, исследования его эффективности, повышения профессионального мастерства педагогов.
МО осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, инструктивно-методическими письмами Министерства образования, а также внутренними документами учреждения образования.
Положение о методическом объединении классных руководителей
Основные разделы положения
Положение о методическом объединении классных руководителей включает следующие основные разделы:
  • Общие положения - определение статуса МО, нормативная база деятельности
  • Цели и задачи деятельности - основные направления работы
  • Функции методического объединения - конкретные виды деятельности
  • Организация работы - структура, управление, периодичность заседаний
  • Права и обязанности - компетенции участников МО
  • Документация - перечень необходимых документов
Цели и задачи МО классных руководителей
Основные задачи методического объединения:
  • Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам педагогики и психологии воспитательной работы
  • Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию учащихся
  • Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы
  • Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов
  • Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей
  • Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов
Организационные принципы
МО организуется по добровольному принципу при наличии не менее трёх учителей, исполняющих обязанности классных руководителей. Состав и председатель МО утверждаются приказом руководителя учреждения образования. Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть или по мере необходимости
Планирование работы МО классных руководителей
Структура годового плана
План работы МО классных руководителей составляется на учебный год и включает:
Методическая тема - определяет основное направление деятельности на год (например: "Повышение качества и эффективности воспитания учащихся через развитие профессиональной компетентности классных руководителей")
Цели и задачи работы - конкретизируют направления деятельности:
  • Создание условий для повышения качества и эффективности воспитания учащихся
  • Личностный и профессиональный рост классных руководителей средствами методической работы
  • Оказание действенной помощи педагогическим работникам в повышении уровня их теоретической и практической подготовки
Планирование заседаний МО
Типичная структура плана заседаний включает:
  • Заседание № 1 (август-сентябрь) - Организационное заседание. Анализ работы за прошлый год, планирование на новый учебный год
  • Заседание № 2 (октябрь-ноябрь) - Тематическое заседание по актуальным вопросам воспитания
  • Заседание № 3 (декабрь-январь) - Семинар-практикум, обмен опытом
  • Заседание № 4 (февраль-март) - Методическое объединение по конкретной проблеме
  • Заседание № 5 (апрель-май) - Итоговое заседание, анализ работы, планирование на следующий год
Содержание заседаний
Каждое заседание МО включает:
  • Учебно-методический блок - теоретическая информация, доклады, сообщения
  • Практический блок - обмен опытом, презентации методических разработок, анализ открытых мероприятий
  • Организационные вопросы - текущие дела, планирование мероприятий
Документация методического объединения
Обязательная документация МО
  1. Приказ об организации методического объединения и назначении председателя
  2. Положение о методическом объединении
  3. Анализ работы за прошедший учебный год
  4. План работы МО на новый учебный год
  5. Банк данных на педагогических работников - состав МО с указанием образования, стажа, категории
  6. Сведения о темах самообразования педагогов МО
  7. Протоколы заседаний МО
  8. Информационно-аналитические и отчетные документы по деятельности методического объединения
Оформление протоколов заседаний
Протокол заседания МО должен содержать:
  • Дату и номер заседания
  • Тему заседания
  • Список присутствующих (в алфавитном порядке)
  • Список отсутствующих с указанием причин
  • Повестку дня с указанием докладчиков
  • По каждому вопросу: "СЛУШАЛИ", "ВЫСТУПИЛИ", "РЕШИЛИ"
  • Решения должны быть адресными и со сроками исполнения
  • Результаты голосования
  • Подписи председателя и секретаря МО
Пример оформления решения:
"РЕШИЛИ:
1.1. Информацию принять к сведению, использовать в работе с учащимися.
Ответственный: все классные руководители
Срок исполнения: в течение 2024/2025 учебного года"
Формы методической работы и обмен опытомОсновные формы проведения заседаний МО
Активные формы методической работы:
  • Круглые столы - обсуждение актуальных вопросов с активным участием всех членов МО
  • Деловые игры - моделирование педагогических ситуаций
  • Педагогические консилиумы - коллективное обсуждение проблем воспитания конкретных учащихся
  • Творческие мастерские - практическое освоение новых методов и технологий
  • Семинары-практикумы - сочетание теории и практики
  • Школа передового опыта - изучение лучших практик коллег
  • Презентация опыта - демонстрация авторских разработок
Теоретические формы работы
  • Теоретические семинары - изучение новых концепций и подходов в воспитании
  • Научно-практические конференции - обобщение и распространение опыта
  • Психолого-педагогические семинары - изучение возрастных особенностей учащихся
  • Методические лектории - освоение новых технологий воспитания
Практические формы работы
  • Открытые воспитательные мероприятия - демонстрация методов работы
  • Взаимопосещение классных часов - изучение опыта коллег
  • Методические выставки - презентация дидактических материалов
  • Конкурсы методических разработок - стимулирование творческой активности
  • Фестивали педагогических идей - обмен инновационными подходами
Самообразовательная деятельность

Темы самообразования классных руководителей могут включать:
  • Активные формы работы с учащимися
  • Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
  • Психолого-педагогический подход к трудным детям
  • Современные технологии воспитательной работы
  • Формирование классного коллектива
  • Профориентационная работа с учащимися
  • Работа с одаренными детьми
  • Здоровьесберегающие технологии в воспитании
Анализ и отчетность
Структура анализа работы МО
Анализ работы МО за учебный год включает:
  1. Общая характеристика МО - состав, изменения, характеристика кадров
  2. Выполнение поставленных задач - достижение целей, реализация плана
  3. Основные направления деятельности - тематика заседаний, формы работы
  4. Профессиональный рост педагогов - курсы повышения квалификации, аттестация, самообразование
  5. Обобщение передового опыта - выявленные лучшие практики, их распространение
  6. Участие в конкурсах и мероприятиях - профессиональные достижения членов МО
  7. Проблемы и недостатки - выявленные трудности в работе
  8. Перспективы развития - задачи на следующий учебный год
Показатели эффективности работы МО
  • Качественные показатели: повышение профессиональной компетентности классных руководителей, улучшение качества воспитательной работы, рост творческой активности педагогов
  • Количественные показатели: количество проведенных мероприятий, участие в конкурсах, публикации опыта работы, повышение квалификации
Роль председателя МО классных руководителейФункции председателя МО
Председатель МО отвечает за:
  • Соблюдение принципов организации воспитательной работы
  • Выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей
  • Повышение научно-методического уровня воспитательной работы
  • Совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей
Председатель МО организует:
  • Взаимодействие классных руководителей между собой и с другими подразделениями
  • Открытые мероприятия, семинары, конференции
  • Изучение, обобщение и использование передового опыта
  • Консультации по вопросам воспитательной работы
Председатель МО координирует:
  • Планирование, организацию и анализ воспитательных мероприятий в классных коллективах
  • Содействует становлению и развитию системы воспитательной работы
План-работы, отчеты, протоколы, документация методического объединения классных руководителей
Ознакомиться!

Ваш вопрос!

Есть вопрос? Нужна помощь? Спроси! Мы постараемся помочь!

Проект "Копилка историка"

Made on
Tilda