Close
Есть вопрос? Спроси!
Введите свой вопрос!
проект "копилка историка"

Взаимодействие с семьей и родителями

Регламент взаимодействия с родителями. Проведение родительских собраний. Индивидуальные беседы и консультации
Материалы сайта в приложении "Копилка историка"
План раздела
Общие принципы и нормативная база
Проведение родительских собраний
Материалы к родительским собраниям
Индивидуальные беседы и консультации
Посещение семей учащихся

Общие принципы и нормативная база
Взаимодействие классного руководителя с родителями в Республике Беларусь регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также инструктивно-методическими письмами Министерства образования. Основной принцип работы строится на взаимодействии, а не противостоянии между школой и семьей, предполагая согласованность действий родителей и педагогов, предъявление ребенку единых требований.
Ключевые принципы взаимодействия включают:
  • Принцип субъект-субъектных отношений - взаимное доверие и уважение, восприятие педагогом родителей как субъектов со своими интересами и потребностями
  • Принцип гуманизации - недопустимость некорректного вмешательства педагога в семейные отношения
  • Принцип конфиденциальности - сохранение в тайне сведений о семье, доверенных родителями
Проведение родительских собраний
Периодичность и планирование
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. По опыту педагогов, наиболее целесообразно проводить их по завершении каждой четверти и учебного года, но в первых, пятых и десятых классах учителя часто приглашают родителей на дополнительные встречи в конце августа или начале сентября для информирования.
В течение учебного года классный руководитель обязан провести четыре родительских собрания:
  • Первое (организационное) - конец августа/начало сентября
  • Последующие (тематические) - по итогам четвертей
  • Итоговое - май, подведение результатов года

Виды родительских собраний


По целям и задачам выделяют следующие виды:
  • Организационные - составление плана работы, избрание родительского комитета, разработка мероприятий с участием родителей
  • Текущие - анализ успеваемости и поведения учащихся, результаты проведенных мероприятий
  • Инструктивные - ознакомление с изменениями в учебном процессе, режиме работы школы
  • Итоговые - рассмотрение результатов развития детского коллектива за определенный период
  • Тематические - посвящены конкретной теме, носят просветительский характер
  • Внеплановые - посвящены чрезвычайным ситуациям, требующим коллективного решения
Основные элементы подготовки собрания
  • Выбор темы собрания
  • Определение целей родительского собрания
  • Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме
  • Проведение микроисследования среди детей и родителей
  • Определение вида, формы и этапов собрания
  • Приглашение родителей и других участников
  • Разработка решения собрания, рекомендаций, памяток
  • Оборудование и оформление места проведения
Правила поведения классного руководителя на собрании
  • Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора
  • Дать родителям почувствовать уважение и внимание к ним
  • Подчеркнуть, что у школы и семьи одни проблемы, задачи, дети
  • Подсказать пути выхода из проблемных ситуаций
  • Разговаривать спокойно, уважительно, доброжелательно
  • Обеспечить, чтобы все родители уходили с верой в своего ребенка

Материалы к родительским собраниям

Ознакомиться!
Ознакомиться!
Ознакомиться!

Индивидуальные беседы и консультации

Цели и задачи индивидуальной работы

Индивидуальная работа с родителями направлена на координацию действий, оказание помощи в воспитании детей с учетом особенностей семьи. Основные цели включают повышение социально-психологической и педагогической компетентности родителей, согласование требований к ребенку, коррекцию стиля родительского воспитания.

Формы индивидуального взаимодействия

Основные формы индивидуальной работы:
  • Беседы и задушевные разговоры
  • Консультации-размышления
  • Выполнение индивидуальных поручений
  • Совместный поиск решения проблемы
  • Переписка с родителями
  • Посещение семьи
Методика проведения индивидуальных бесед
Алгоритм построения беседы:
  1. Постановка психологической цели - понимание, зачем нужна беседа (изучение ребенка, понимание причин поведения, подбор индивидуального подхода)
  2. Установление согласия на контакт - обязательно обговаривается время диалога, уточняется запас времени родителя
  3. Создание обстановки диалога - продумывается место и условия проведения беседы
  4. Организация начала диалога:
  • Приветствие - оставить дела, встать навстречу, улыбнуться
  • Обращение по имени-отчеству
  • Представление (если встречаются впервые)
Структура беседы:
  • Вступительная часть - начало с положительной информации о ребенке
  • Основная часть - диалог, вопросы, освещение темы
  • Заключение - конкретные советы, рекомендации, позитивное завершение
Правила проведения бесед
Основные требования:
  • Содержание беседы должно оставаться достоянием только беседующих
  • Соблюдать деловой тон, создавать атмосферу непринужденности
  • Начинать с нейтральных вопросов, затем переходить к главным темам
  • Обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка
  • Беседа должна быть индивидуальной и адресованной конкретным людям

Посещение семей учащихся

Регламент посещений

Классные руководители посещают семьи несовершеннолетних 1 раз в год, чаще при необходимости. Установлены следующие сроки:
  • Семьи учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов и семьи вновь прибывших детей - до 1 ноября
  • Семьи, с которыми знакомство состоялось ранее - до 1 января
Правила организации посещений
Основные принципы:
  • Посещение по договоренности - классный руководитель согласовывает с родителями дату и время посещения
  • Подготовка к посещению - определение положительных качеств ученика для обсуждения
  • Профессиональная цель - изучение условий воспитания, установление контакта, оказание помощи
Объекты внимания при посещении
При изучении условий семейного воспитания классный руководитель обращает внимание на:
  • Санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения
  • Обеспеченность ребенка предметами первой необходимости
  • Наличие рабочего места для учебы, места для сна и отдыха
  • Взаимоотношения между членами семьи
  • Микроклимат в семье
Посещение семьи фиксируется в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей и кратко отмечаются условия воспитания и проживания. Условия определяются как удовлетворительные или требующие дополнительного внимания.
Дополнительные формы взаимодействия
Современные формы коммуникации
  • Личный кабинет школьника - электронная база для получения информации об учебном процессе, оценках
  • Переписка с родителями - оперативное информирование об успехах учащихся, предстоящих мероприятиях
  • Родительские чаты и мессенджеры - современный способ быстрой передачи информации
Коллективные формы работы
  • Родительские конференции - обмен опытом воспитания детей, проводятся раз в год
  • Вечера вопросов и ответов - с привлечением специалистов (психологов, юристов, врачей)
  • Участие в школьном самоуправлении - работа в родительском комитете, участие в конференциях

Ваш вопрос!

Есть вопрос? Нужна помощь? Спроси! Мы постараемся помочь!

Проект "Копилка историка"

Made on
Tilda